Подснежники на дорогах
Пришла весна, а вместе с ней – появление «подснежников», тех автомобилистов, которые по тем или иным причинам не ездят зимой. Перед возобновлением поездок необходимо проверить технические характеристики автомобиля, а также аккумулятора. Если автомобиль находился на уличной стоянке или в холодном гараже, то, скорее всего, особого вреда такой режим хранения аккумулятору не принесет – зимой скорость саморазряда АКБ замедляется. У новых батарей саморазряда практически нет; однако старые батареи разряжаются сильнее и к весне могут оказаться полностью «убитыми».

Важный вопрос – была ли в течение длительной стоянки разорвана электрическая цепь? Часто в цепи есть небольшая утечка тока, как правило, в несколько миллиампер. Но даже такой малый ток за несколько месяцев способен значительно разрядить аккумулятор. Если же в автомобиле установлена сигнализация, потребляющая в режиме ожидания ток 50 миллиампер, то батарея емкостью в 55 А•ч за 2 месяца разрядится полностью. Итак, при осмотре после длительного бездействия необходимо:

За несколько месяцев бездействия батарея наверняка разрядилась. Чтобы понять степень разряда, необходимо измерить напряжение на клеммах аккумулятора при разомкнутой цепи нагрузки, или плотность электролита во всех банках. Связь плотности электролита, напряжения и степени заряда:

Напряжение на клеммах, В 12,65 12,45 12,24 12,06 11,80 и ниже
Плотность электролита, г/см3 1,27 1,23 1,20 1,17 1,12 и ниже
Степень заряда, % 100 75 50 25 0

Начиная с напряжения на клеммах 12,45 В и ниже батарею необходимо ставить на подзарядку. Исправная батарея будет постепенно приходить в норму. На окончание процесса заряда указывает обильное газовыделение из электролита при достижении плотности 1,27-1,28 г/см3 во всех банках. Если плотность электролита в одной из банок будет отличаться от остальных более чем на 0,03 г/см3, то, скорее всего, имеет место короткое замыкание в этой банке. Такой аккумулятор непригоден к эксплуатации. В старой батарее реальная емкость может значительно снизиться. Такая батарея очень быстро будет набирать 100% уровень заряженности, но ее заряда хватит на 2-3 короткие попытки запуска. Какое-то время еще можно будет ездить, но нужно помнить, что она может подвести в самый неподходящий момент. Возможна ситуация, когда набор плотности не происходит даже после длительной зарядки. Здесь, скорее всего, имеет место сульфатация пластин аккумулятора. Способ восстановления заключается в применении циклования, то есть чередования режимов заряда-разряда.

Прежде чем начать конкретные действия по диагностике и возможному восстановлению работоспособности аккумулятора, ответьте сами себе на несколько вопросов:
1.Точны ли показания вашего вольтметра, ареометра, нагрузочной вилки?
2.Вы согласны, что процесс зарядки аккумулятора пройдет оптимальным образом - зарядное устройство выдаст оптимальный ток, а время зарядки будет правильным?
3.Вы считаете себя квалифицированным специалистом настолько, что при возникновении проблем с аккумулятором вы сможете найти их причину?
Ответ «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. Просуммируем:
3 балла: Вы – дока и сможете справиться с большинством возникших про-блем.
2 балла: есть опасность некорректного обращения с аккумулятором, которое может сократить его ресурс
Меньше 2 баллов: шансов решения возникших проблем у вас немного. Наилучшее решение – обратиться за квалифицированной помощью к специалистам.