УРОКИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АКБ.
Аккумуляторная батарея в комплекте со стартером отвечает за успешный пуск дви­гателя, поддержание нормальной работы другого оборудования автомобиля, потреб­ляющего электроэнергию, когда генератор вырабатывает ее меньше, чем необходимо включенным потребителям. Разряд АКБ сменяется зарядом при значительно меньшем по величине током. Начатый процесс заряда может вновь прерываться разрядом на «помощь» генератору, если обороты двигателя снизились (на перекрестке). Такое че­редование азрядно-зарядных режимов, различных по продолжительности, в итоге определяют состояние заряженности АКБ за суточный период эксплуатации автомобиля. Естественно, меняются условия эксплуатации автомобиля (зима/лето), продолжительность включенных потребителей электроэнергии, температура электролита, усло­вия хранения автомобиля, техническое состояние изделий электрооборудования, и все это влияет на отдачу энергии АКБ и на ее прием (заряд) от генератора

Опыт водителяв этих про­цессах имеет решающее значе­ние, так как своевременный кон­троль состояния заряженности АКБ, после определенного перио­да работы автомобиля, позволяет принятием мер исключить воз­можный отказ батареи в работе. Известно, что новый аккумулятор обладает заявленными электри­ческими показателями, но разрядно-зарядные процессы, неизменно сопровождающие его ра­боту, могут создавать три воз­можных состояния:

  1. постепенный разряд и снижение работоспособности АКБ;
  2. избыточный заряд и интенсив­ное снижение уровня резервно­го объема электролита над бло­ками пластин;
  3. АКБ сохраняет прежнюю заряженность.

Какого бы конструктивного исполнения АКБ ни была, на прак­тике все три варианта ее состояния заряженности имеют место. Износ изделий электрооборудования (в первую очередь генератора) про­воцирует более частые отклонения заряда от нормально необходимо­го для восстановления емкости. К нарушению режима заряда АКБ могут приводить дополнительно ус­тановленные потребители электроэнергии (нештатные), такие, как

  1. мощные длительно работающие музыкальные системы;
  2. специальные подогреватели жидкости и топлива;
  3. Значительный (на 30-40%) разряд (недозаряд) АКБ, а в осо­бенности глубокий разряд (на 45-55%) создают впечатление де­фектности (если батарея еще на гарантийном сроке), либо ощущение что ее ресурс исчерпан.

Первое, что нужно предпри­нять е этой ситуации, - замерить показатели АКБ: напряжение на полюсах выводах без нагрузки (НРЦ) плотность электролита в банках с учетом уровня его над блоком пластин и температуры.

Значение этих величин укажет на принятие необходимых мер для восстановления работоспособности АКБ. Важно при этом учесть режим работы автомобиля и длительность включенных потребителей электроэнергии. Оценка состояния аккумулятора будет затруднена при отсутствии определенных навыков и приборов у автовладельца, а также в случаях исполнения АКБ без пробок. В настоящее время та­кие конструкции широко представ­лены на прилавках магазинов. Кроме того, есть образцы батарей, пробки у которых на резьбе, но не имеют шлицевых канавок для вывертывания при необходимости замерить плотность электролита или долить дистиллированной воды. У некоторых типов АКБ пробки прикрыты этикеткой либо жесткой планкой, фиксированной по углам крышки корпуса и ручкой для пере­носа. Об этих «секретах» произво­дители, как правило, не сообщают, что в итоге отражается на ресурсе АКБ в худшую сторону.

Любые конструкции стартерных АКБ (в том числе и так называемые «необслуживае­мые») в рассмотренных выше ус­ловиях эксплуатации могут быть глубоко разряжены или подвергнуты избыточному заряду (перезаряду), что вызывает необходимость их обслуживать. И на этом этапе могут возникать самые не­приятные ситуации. Отсутствие устройств, контролирующих те­кущее состояние заряженности батареи, создает опасность нео­жиданного отказа при эксплуа­тации АКБ. Обслуживание акку­муляторов с пробками на крышке наименее трудоемко и доступно для автомобилистов с небольшим опытом.

Используемые в конструкции АКБ индикаторы заряженности для очень широкого диапазона (62-100%) имеют одинаковый сиг­нал (чаще зеленый). Информация индикатора связана с плотностью электролита в одной из шести ба­нок батареи. При этом не учитыва­ется изменение плотности лектро­лита от снижения уровня за счет «выкипания» в процессе 1—2 лет­ней эксплуатации вплоть до его критического значения (3-5 мм над пластинами). В этом состоянии фактическая плотность электроли­та не отражает состояния заряжен­ности АКБ. Следовательно, и пока­зания индикатора завышают истинную заряженность АКБ. По­лучается, что при разрешающем цвете индикатора аккумулятор мо­жет иметь глубокий разряд, эксплу­атация при котором запрещена, так как приведет к оплыванию ак­тивной массы положительных плас­тин. В принципе, установка поплав­кового индикатора должна соответствовать следующим требо­ваниями:

Нормальная эксплуатация АКБ иногда прерывается взрывом смеси газов, вырабатываемой внутри батареи при заряде с последующем разрушением корпуса. Сила взрыва и его последствия связаны с уровнем электролита над блоками: чем ниже уровень, тем больше взрывоопасной смеси (кислорода с водородом) под крышками. Уро­вень электролита над блоками пла­стин зависит как от условий эксплу­атации, так и регулярности контроля за ним и доливки дистил­лированной воды в АКБ напоми­наем, там, где это доступно). Взры­вается смесь от искры (внешней либо внутренней). Внутренняя ис­кра, как правило, происходит от дефекта изготовления: одно из сварных соединений некачествен­но, имеется разрыв. Внутренняя ис­кра возможна и при оголенных от электролита верхних частях плас­тин в блоке. В эту ситуацию иногда попадают АКБ, одна из банок ко­торых не была залита полностью электролитом. Взрыв сопровожда­ется разбрызгиванием мелких ка­пель электролита, чье попадание в лицо и глаза особенно опасно. Та­кие аккумуляторы не попадали бы в эксплуатацию, если при продаже существовала практика контроля уровня в каждой банке.

Достаточно неопределенным является вопрос о гарантийном сроке АКБ. Многим потребителям представляется, что в этот период за батареей можно вообще не сле­дить, а в случае отказа, она будет заменена. Это совершенно не так.

Обслуживание АКБ и контроль за ее заряженностью, находится це­ликом в обязанности автовладель­ца. Отказ АКБ по неудовлетворительным условиям работы не может служить причиной для ее замены в установленный гарантийный срок. В этот срок замена производится только среди аккумуляторов с де­фектами, допущенными при изго­товлении. Они достаточно четко определяются при вскрытии АКБ (обрыв внутренней цепи или корот­кое замыкание пластин).