ПОЖАР НА АВТОМОБИЛЕ. ВИНОВАТА ЛИ АКБ?
Пожар в автомобиле, безусловно, - случай из разряда ЧП. По статистике, каждый день в Москве по причине пожа­ра выходят из строя шесть автомобилей. Наиболее распространенная причина - возгорание во время ремонтных работ, это 45% всех автомобильных пожаров. Далее следуют неисправности и пере­делки бортовой электросети -35%. Ино­гда расстроенные «погорельцы» с це­лью поправить свое пошатнувшееся материальное положение, пытаются об­винить производителей АКБ в своих не­счастьях. Может ли стать неисправный аккумулятор причиной пожара? Кто за что отвечает

Кто за что отвечает

На современных автомобилях стартерная батарея (АКБ) считается вторичным источником электрической энергии по отношению к генератору. Источники выдают энергию поочередно либо одновременно - в зависимос­ти от количества (мощности) включенных потребителей и режима работы двигателя автомобиля. Питание потребителей происходит по индивидуаль­ным схемам (проводам), снабженным защитой от пере­грузок по току - предохранителями, которые имеются в каждом автомобиле. В случаях нарушения работы регуля­тора напряжения генератор может вырабатывать повы­шенное напряжение. Предохранители в цепях разряда защищают потребители от перегрузки. Если предохрани­тель не нормативный, то потребитель может быть выве­ден из строя.

На стоянке автомобиля питание потребителей элек­троэнергии осуществляется только от батареи. При нера­ботающем двигателе ее напряжение никогда не может увеличиваться. По мере разряда на питание включенных потребителей энергии (иногда по забывчивости) напря­жение на полюсных выводах АКБ может снизится до нуля. При исправной электропроводке никаких происшест­вий не бывает, и страдает от глубокого разряда сама ба­тарея - снижается ее ресурс.

Кто и как вредит

При наличии дефекта в АКБ ее работоспособность в пусковом режиме будет ниже, чем у исправной батареи. Как известно, к производственным дефектам современ­ных стартерных АКБ относятся разрыв цепи внутри АКБ и короткое замыкание между разнополюсными пластинами в одной из банок (в АКБ их шесть).

При некачественной сварке соединительных мости­ков между банками, а также полюсных выводов, возникает разрыв цепи разряда внутри АКБ, который не позволяет использовать ее как источник нергии. В гарантийный период такой аккумулятор подлежит замене. Короткое замыкание в одной из банок снижает напряжение на 1,5...2 В, но батарея может сохранять работоспособность.

Возможно слова «короткое замыкание» в АКБ воспри­нимаются также, как и «короткое замыкание электропроводки» в жилых помещениях, которое является причиной пожа­ра. Но при пожаре в помещениях не обвиняют электростанцию в возникшем пожаре, поскольку есть пони­мание причины пожара - неисправная электропроводка. Кроме указанных выше дефектов, у современных стартерных АКБ в процессе эксплуатации могут быть дефекты, вызван­ные условиями работы, нарушениями правил обслуживания АКБ и изделий электрооборудования автомобиля. Но и эти эксплуатационные дефекты не приводят к воспламенению электропроводки и последующему пожару в автомобиле.

Исправные потребители электроэнергии на автомо­биле при снижении питающего направления (в том числе и по причине дефекта) перестают работать и отключают­ся. В случае короткого замыкания электропроводки, а также при неисправности потребителя электрической энергии разрядный ток от АКБ увеличивается. Причина - снижение сопротивления внешней разрядной цепи. Ин­тенсивный нагрев поврежденного участка вызывает вос­пламенение материалов, способных гореть. Кстати, де­фекты АКБ в этой ситуации наоборот способствуют снижению мощности разряда АКБ в точке короткого за­мыкания внешней цепи (потребителя).

Из сказанного следует: стартерная АКБ в заряжен­ном состоянии обладает определенной электрической энергией в потенциальной форме, в виде активной массы положительных и отрицательных пластин (разделенных сепараторами), помещенных в электролит. Внутренние дефекты в АКБ снижают запас энергии за счет внутренне­го разряда в электролите.

В случаях нарушения прочности изоляции соедини­тельных76.inc проводов, ослабления крепления в местах присо­единения во внешней цепи питания, происходит нагрев и загорание обмотки проводов. Напряжение АКБ здесь практически мало влияет: ток разряда тем больше, чем «надежнее» произошел контакт положительного провода с «массой» автомобиля. Имеющийся запас потенциальной энергии АКБ приносит вред владельцу, если техническое состояние электропроводки и изделий электропотребите­лей на нем далеко от безопасной нормы. Стартерная АКБ своей энергией участвует в пожаре на авто, но не является причиной этого пожара.

Эти дефекты, как правило, проявляют себя на на­чальном этапе эксплуатации, по отмеченному выше при­знаку как заниженная работоспособность АКБ в режиме пуска двигателя. Ничего опасного для режима работы из­делий электрооборудования автомобиля в этих дефектах АКБ нет. Как нет и опасности пожара.