Емкость или стартовый ток?
Как известно любому автолюбителю, аккумуляторные батареи, кроме типоразмера, обладают двумя существенными характеристиками: электрической ёмкостью и стартовым током. Ёмкость отражает энергетический объём, запасённый в аккумуляторной батарее, другими словами, сколько часов мы можем потреблять от батареи ток силой в 1 А. Стартовый ток отражает скорость, с которой мы можем отбирать от батареи запасённую в ней энергию, показателем чего является максимальный ток, который можно получить от полностью заряженной батареи.

Емкость важна для энергетического обеспечения потребителей при выключенном генераторе (сигнализация, музыка на природе, Vebasto) или при работающем генераторе, но при объёме потребляемого тока, временно превышающего вырабатываемый генератором (зимой, в тёмное время суток, с подогревом сидений, включенными всеми осветительными приборами). Исправный генератор, безусловно, должен справляться со всеми штатными потребителями, однако существует ещё одна ситуация, когда важна именно ёмкость – двигатель заводиться только при многократных пусках двигателя стартером.

По поводу ёмкости существует расхожее заблуждение, что батарея с большей ёмкостью, чем положено по паспорту автомобиля, может нанести ему вред (дескать, генератор не справиться, сломается и т.д.). Здесь уместно провести сравнение аккумулятора (ёмкость для электричества), с бензобаком (ёмкость для бензина - тоже для энергии). В случае с бензобаком всем очевидно, что, сколько бензина израсходовано, столько и необходимо залить, и никто не будет сетовать на «слишком большой бензобак» - чем больше, тем лучше, лишь бы не был больше машины. И шланг на заправочной станции никогда не рвётся, если бензобак у машины большой. С батареей – абсолютно та же ситуация. Сколько у батареи забрали, столько ей нужно вернуть вне независимости от номинальной ёмкости батареи, а запас, как говориться, «карман не тянет», но очень может пригодиться в тяжёлые времена – зимой, при сломанном генераторе или порванном ремне, на отдыхе и т.д. Главное, чтобы батарея не была тяжелее машины. А зимой в Сибири иметь запас ёмкости и тока - милое дело.

Стартовый ток необходим для обеспечения самой возможности запуска двигателя с помощью стартера, так как этот процесс – самый энергоёмкий в пересчете на единицу времени. В летнее время при запуске легковых автомобилей стартер потребляет ток в 100-150 А, а в зимнее, когда масло загустевает, потребление тока может возрасти до 200-300 А. Простой расчёт показывает, что батарея ёмкостью 60 А/ч разрядиться таким током наполовину за 10 минут.

При пуске двигателя стартовый ток играет ключевую роль именно потому, что двигатель может быть запущен током не меньшим, чем ему необходим в данных условиях (зимой – 200-300 А). При меньшем токе стартер будет крутиться медленно и двигатель не запуститься даже при многократных пусках и полном расходе запасенной в батарее энергии. Кроме того, следует иметь ввиду, что с понижением температуры существенно уменьшается токоотдача самой батареи (с +25 до -25 в 2-3 раза). Поэтому батарея, которая легко запускала «холодный» двигатель летом, может не запустить зимой даже «теплый» двигатель, не говоря уже о «холодном». По этой причине стартовый ток измеряется при -18 и именуется «током холодной прокрутки». Щелочные батареи не используются в автомобилях именно из-за более низких стартовых токах при аналогичной ёмкости.

При одинаковой технологии производства батарей стартовый ток пропорционален ёмкости, так как простым добавлением свинцовых пластин одновременно увеличивается и ток и емкость. Ёмкость зависит от объёма активной массы (свинца), участвующей в реакции, а ток – от площади поверхности соприкосновения активной массы с электролитом. Поэтому, самый простой способ увеличить стартовый ток при неизменной ёмкости – сделать пластины более тонкими и увеличить их количество. Однако, в современных батареях уже всё оптимизировано, и уменьшать толщину пластины до бесконечности невозможно. Существуют различные технологические тонкости, позволяющие увеличить ток, например, сделать пасту более мелкодисперсной, что позволит увеличить эффективную площадь взаимодействия активной массы и электролита, поставить более электропроводные сепараторы, добавить в пасту разрыхлители и т.д.

Всё это – ноу-хау и технологические тонкости производителей батарей. А на выходе мы имеем батареи с разными стартовыми токами от разных производителей.Понятно, что стартовый ток новой батареи определяется технологической продвинутостью её производителя. По стартовому току старой батареи можно оценить степень её изношенности. Если стартовый ток равен половине от исходного значения – значит и ёмкость равна не более 50 % от номинала (осыпание или сульфатация пластин выключают участки активной массы, уменьшая, соответственно и ёмкость и ток батареи). Тестирование стартового тока старой батареи даст однозначный ответ – сколько времени батарея ещё может прослужить, нужно ли её заменить на новую или важнее проверить топливную систему, свечи и т.д. при возникновении проблем с пуском двигателя.

Как измеряют ёмкость и стартовый ток. С ёмкостью всё просто – батарею разряжают в 20-часовом режиме разряда (т.е. током, равным ёмкости в А/ч, делённой на 20 часов). Например, батарею 6СТ-60 нужно разряжать током в 3 А и она должна полностью разрядиться не ранее, чем через 20 часов.

Корректное измерение тока – более сложная процедура. Однако стартовый ток, по сути – это максимальный ток, который полностью заряженная батарея способна выдать за какое-то небольшое время (модель пуска двигателя). Максимальный выдаваемый батареей ток ограничивается внутренним сопротивлением батареи. Поэтому, измеряя внутреннее сопротивление батареи можно с достаточно высокой точностью оценить её стартовый ток. Сравнивая внутреннее сопротивления разных батарей при одинаковых условиях можно сопоставить стартовые токи батарей, не прибегая к сложной процедуре корректного измерения тока холодной прокрутки. Однако, измерение внутреннего сопротивления активных элементов (источников тока) – непростая задача и обычный омметр для этого не подойдёт.

Как же, все-таки, можно измерить внутреннее сопротивление батареи и оценить стартовый ток?
Американские приборы фирмы Mudtronix (Power Censor – цензор мощности) специально разработанные для этих целей, позволяют произвести экспресс диагностику стартового тока батареи прямо на автомобиле не снимая с неё клемм.