Лето и аккумулятор
Теплое время года — такое же испытание, как и холод. На дворе жаркие деньки. И не удивляйтесь, если однажды вам будет трудно, а может, и вовсе вы не сможете завести свой автомобиль. Тепло ускоряет химические процессы. Неисправность и дефекты электрической системы автомобиля или аккумулятора незамедлительно скажутся на состоянии батареи. Но, скорее всего, вы об этом узнаете в самый неподходящий момент. Например, ночью во время дождя, когда придется включить освещение, вентиляцию и стеклоочистители.

Поэтому не расслабляйтесь! Лето — самый подходящий момент для приобретения и замены вашего аккумулятора. Летом автомобилист не сразу заметит, что в аккумуляторе плотность электролита и его уровень в банках недостаточные. Но чем выше температура окружающей среды, тем активнее электрохимические процессы. В результате электролиза кислород вступает во взаимодействие с пластинами, а ставший свободным водород испаряется. Таким образом, из электролита исчезает вода.

Как только уровень раствора оказывается ниже уровня пластин, начинается сульфатация пластин (сульфат свинца растворяется в электролите, а затем оседает на поверхности пластин уже в виде крупных нерастворимых кристаллов и происходит изоляция пластин от электролита). Емкость батареи уменьшается, электрохимические реакции останавливаются. Аккумулятор выходит из строя. Имейте в виду, что во время длительного хранения аккумулятора происходит саморазряд (снижение емкости).

Оставлять батарею в разряженном состоянии не рекомендуется: вода испаряется и открываются пластины. А дальше все, как описано выше. Описание всех этих химических процессов можно найти в любом учебнике по эксплуатации автомобилей. Так же саморазряд увеличивается от высокой температуры, грязи и электролита (воды) на крышке батареи.

Еще одна причина возникновения паразитных токов — неодинаковая плотность электролита в разных банках и на разных уровнях. Это может произойти после доливки большого количества воды. Чтобы избежать неприятностей, зарядите аккумулятор или проедьте на машине, чтобы плотность раствора сравнялась. Мой вам совет: доливайте дистиллированную воду в аккумулятор при работающем двигателе. Это обеспечит ее перемешивание с кислотой. Ускорение электролиза способствует уплотнению активной массы. Этой болезнью страдают отрицательные пластины, активная масса которых во время эксплуатации постепенно уплотняется, а ее пористость уменьшается. Доступ электролита внутрь отрицательных пластин затрудняется, что снижает емкость батареи. К тому же уплотнение активной массы может сопровождаться образованием трещин и отслаиванием. Пластины коробятся при увеличении силы зарядного тока, при коротком замыкании, понижении уровня электролита, частом и продолжительном включении стартера, когда батарея нагружается разрядным током большой силы. Чаще короблению подвержены положительные пластины, при этом в их активной массе образуются трещины, и она (активная масса) начинает выпадать из решеток. Причиной выпадения активной массы из решеток пластин может стать длительная перезарядка, плохое крепление пластин, вибрация и т. д. Осыпающийся активный слой в конце концов замыкает пластины, сокращает мощность и срок службы. В современных аккумуляторах пластины помещаются в конверт-сепараторы; осадок выпадает, но короткого замыкания удается избежать. Летом вентиляционные отверстия забиваются пылью. Чтобы батарея не лопнула и не взорвалась, следите за чистотой аккумулятора. Пробки заливных отверстий должны быть плотно закрыты.

Так как же сохранить свой аккумулятор летом?

Вот, в принципе, к чему можно было свести все сказанное выше — к этим четырем незамысловатым правилам. Но мне хотелось, чтобы у вас было полное представление о тех процессах, которые происходят в вашем аккумуляторе. Если же вы планируете заменить аккумулятор, то я посоветовал бы вам не ждать осени. В сезон выбор значительно меньше, цены выше, а желающих больше. Свой старый аккумулятор не выбрасывайте. Во многих местах принимают лом на переработку по хорошим ценам и предоставляют скидку на приобретение новой батареи. Пои покупке нового аккумулятора выбирайте более современные модели. Это не обязательно должны быть импортные образцы. Наш прослужит дольше, потому что в моделях нашли применение такие современные решения, как использование малосурьмянистого свинца в производстве пластин. Кроме того, конверт-сепараторы позволяют сократить расстояние между пластинами, что при небольших внешних габаритах позволяет получать достаточную емкость и высокий стартовый ток. Полипропиленовые корпусы батарей отечественных производителей легко свариваются, за счет чего обеспечивается надежная герметичность. Для производства батарей используются высококачественные комплектующие: электроды и сепарации.